Алёна СМИРНОВА: «Если есть желание - возможно всё!», О том, как попасть в профессиональный мини-футбол в 20 лет, побывать профессионалом на удалёнке, когда это ещё не стало мейнстримом, итальянской Серии А, приглашении в "БМК" и о работе с Темуром Алекберовым - в большом интервью Алёны Смирновой., Федерация мини-футбола Нижегородской области. Официальный сайт

Новость

12.04.2020

Алёна СМИРНОВА: «Если есть желание - возможно всё!»

12.04.2020

Алёна СМИРНОВА: «Если есть желание - возможно всё!»

Многие знают Алёну Смирнову как тренера "Балахнинского Мясокомбината", но мы решили познакомить вас с Алёной поближе и рассказать о её интересном карьерном пути. О том, как попасть в профессиональный мини-футбол в 20 лет, побывать профессионалом на удалёнке, когда это ещё не стало мейнстримом, итальянской Серии А, приглашении в "БМК" и о работе с Темуром Алекберовым - в большом интервью Алёны Смирновой.


- Расскажи, как проходят твои дни в самоизоляции, в которую сейчас погрузился весь мир? Как поддерживаешь форму?

- Самоизоляция продолжается в каждодневном рабочем режиме. С утра – работа с детьми на дистанционном обучении. И каждый день получаем задания от тренера, которые направлены не только на физическую, но и на теоретическую работу, чтобы поддерживать в форме не только ноги, но и голову. Конечно, работаем над ОФП: пробежки, растяжка, комплекс упражнений с домашним инвентарем. Выполняем и технические упражнения, чтобы стопы не забывали, что такое мяч.

- Можно ли сравнить это с твоим опытом игр за Тюмень и Орёл в последние сезоны, куда ты приезжала только на игры, а тренировалась дома в Нижнем?

- В данной ситуации, наверное, да. Когда я выступала за свои предыдущие команды, то вела индивидуальную подготовку и участвовала только в играх Высшей лиги России. И сейчас, когда мы оказались заперты на карантине без постоянного тренировочного процесса в клубе, вновь приходится заниматься индивидуально, что в чем-то сравнимо с некоторыми периодами моего участия в Чемпионате России.

- В большинстве своем у нас мужская аудитория, которая далека от женского мини-футбола. Что он из себя представляет в России и у нас в области?

- Мини-футбол на протяжении последних десяти лет сильно развивается. Еще пять лет назад Чемпионат проходил довольно тихо, не было большой заинтересованности в том, чтобы доносить мини-футбол в массы. Несмотря на то, что были профессиональные клубы, были неплохие легионеры, но далеко не все могли позволить себе те же трансляции, чтобы рассказывать, что есть такой вид спорта. А после того как АМФР обязала клубы транслировать через YouTube свои домашние матчи стали более солидно выглядеть и площадки, и сам чемпионат стал более дисциплинированным. Нижегородская область так же стала подтягиваться на уровень России. Есть много заинтересованных людей, которые всё свободное от работы и семьи время готовы посвящать играм и тренировкам в своем любимом виде спорта.

А по тому, что аудитория далека от женского мини-футбола я не соглашусь. Зачастую именно те, кто играет в мини-футбол, пусть и любительский, следят за результатами, знают когда проходят матчи и приходят на игры, благо инфраструктура, которая строится через интернет, сейчас доносит до людей всю необходимую информацию. Многие болельщики следят и из других городов, пишут слова поддержки. Пусть мы и не выглядим столь динамично как мужчины, но есть в женском мини-футболе своя изюминка, интрига, которая привлекает внимание людей.

- Откуда возникла любовь к футболу и мини-футболу? Как так вышло, что ты стала играть профессионально?

- Как у и многих всё пошло из детства: мой отец, который был военным, постоянно брал меня на какие-то свои товарищеские игры, в которых они участвовали среди, видимо, казарм. И я, маленькая, вместе с ними. И одно из ярких воспоминаний детства - я бегу с мячом, передо мной огромное поле… Конечно взрослые мужики мне поддавались, но то ощущение, что я их обыгрывала… Вот так они, наверное, и повлияли, что мне понравилась эта игра.

Но детской школы у меня нет. Там, где мы жили, не было никаких спортивных секций и мои первые соревнования были уже в студенческом возрасте. Естественно, ни о каких профессиональных клубах я никогда не думала, а Чемпионат России и сборная России были чем-то из телевизора. И после одного из матчей студенческого турнира в Москве, на который мы ездили с НГПУ под руководством Юрия Станиславовича Жемчуга, ко мне подошел главный тренер сборной России Евгений Викторович Кузьмин, спросил где я играю и услышал, что нигде. После этого он позвонил в дзержинскую «Викторию», поговорил с Павлом Викторовичем Романовым, рассказал, что есть такая Смирнова и порекомендовал меня на просмотр. 

Так я попала на просмотр, мной заинтересовались, но поиграть за «Викторию» мне не удалось. Играла в дубле, ходила на тренировки, но в Высшей лиге заявлена не была. За это время я познакомилась со многими девчонками: Настя Дурандина была еще совсем маленькая, Света Никольская, Саша Самородова, Маша Сурнина… И вот с этого момента моя профессиональная карьера потихоньку начала расти, но я еще не осознавала, что буду играть на таком уровне.

В то время открывалась «Тюмень», куда отправилось на просмотр много девчонок из разных команд. И, пройдя его, я оказалась в «Тюмени». И именно там я прошла становление как профессиональный игрок. Мне заложили дисциплину, режим, понимание профессионального спорта. И даже то, что детям закладывают еще в десять лет (техника, футбольная база) я получила там в 21-22 года.

Все те, кто говорят: «можно ли мне развивать голос, мне уже 16» – посмотрите пример Zivert, которая начала заниматься вокалом в 25 лет и стала знаменитой певицей. Так же и те, кто пишет мне и спрашивает можно ли заиграть в футбол в 20 лет? Можно всё, если есть огромное желание и ты любишь этот вид спорта!

- «Тюмень» стала переломным моментом в твоей жизни? Могла ли ты получить такой толчок в развитии в то время где-то еще? Расскажи про время в «Тюмени».

- На тот момент более сильной структуры в России не было. На фоне клуба Суперлиги создали женскую команду, которая стала частью отлаженной структуры и дала нам спортивное воспитание и становление как профессионалов. Кроме тактико-технической базы нам закладывали дисциплину, бойцовский характер, учили работать над собой. Если ты отнесся к тренировке спустя рукава, то с тобой не возились как с ребенком, а просто могли не взять на выезд или урезать игровое время до минимума. Ты понимал, что не можешь позволить себе сделать даже одну ошибку даже на тренировке. И за счет этого росло мастерство. Я не могла себе позволить сделать даже одну неточную передачу на тренировке – это сразу замечалось и принимались меры, что в итоге приводило не только к росту опыта и мастерства, но и становлению характера. А сейчас я этому очень благодарна и до сих пор могу позвонить посоветоваться главному тренеру «Тюмени» Сергею Леонидовичу Марадуде уже по своей работе.

«Тюмень» многое оставила и в плане каких-то фраз, оставшихся в голове. Например, у нас на холодильнике висели два правила, которые практически являлись законами. «Открывайся за спину». «Передачу отдавай в дальнюю ногу». Если ты эти два правила не соблюдал, то дальше можно было уже не продолжать. Запомнилась и еще одна история. На одной из наших тренировок мне постоянно делал замечания наш второй тренер Беломоин Евгений Викторович и я уже не выдержала и ответила. Он же спокойно повернулся и сказал: «Вот когда я перестану тебе что-то говорить, тогда ты можешь заканчивать с футболом – ты «мертвая». А пока делаю замечания – значит ты что-то можешь». И теперь, когда происходит похожая ситуация с теми, кого уже обучаю я, то могу так же объяснить.

- Отыграв за «Тюмень» два сезона вы завоевали две «бронзы», после чего женская команда была закрыта, а ты на следующий сезон оказалась в Италии. Как это произошло?

- Меня порекомендовала Юлия Форсюк, которая в тот момент была на просмотре в разных итальянских командах. С ней советовались, спрашивали рекомендации по игрокам и она сказала про меня. Со мной связался агент, рассказал все и предложил выслать видео с моими голами и нарезками с игр. Удачно совпало и то, что я только что приехала со сборов со сборной России и у меня была открыта виза и оставалось только взять билеты. Посмотрев мою нарезку меня одобрила команда Elmas с острова Сардиния, которые купили мне билет к началу чемпионата Италии Серии A.

Поначалу общались на ломаном английском, но через две недели начала понимать итальянский и понемногу общаться уже на нем. Даже сейчас могу вспомнить язык играя за «Норманочку». Наша бразильянка Мирелена, говорящая на португальском, общается с нашим тренером Темуром Алекберовым, который знает испанский, и я вижу, что в этих языках слова схожи с итальянскими и можем о чем-то поговорить.

- Как тебе уровень Серии А? Какое главное впечатление от местной жизни?

- В России чемпионат сильнее по всем компонентам. А жизнь в Италии размеренная, солнечная, такая на лайте. Никто никуда не спешит, если время обеда, то все магазины, аптеки уходят на двухчасовой перерыв и это время для всех едино. Итальянцы едут на обед в свои семьи, даже родственники могут подъехать с работы. Садятся обедать за разговорами и обязательно с бутылочкой вина, а потом на работу до 17-ти и не больше.

- После Италии у тебя был двухлетний перерыв в карьере. Почему так произошло и планировала ли ты вернуться в мини-футбол на высший уровень?

- Возвращаться уже не планировала. Перерыв позволил мне начать самостоятельное развитие, не стоять на месте. Начала тренировать детей, где-то спустя год открыла женское направление «Мастерской футзала». Главное же внутри появился какой-то стержень, внутренняя уверенность, что это действительно то, чем мне нравится заниматься и к тому же неплохо получается. А когда поступали предложения, то финансовые условия были смешными, чтобы уезжать куда-то, а играть в городе возможности не было. Поэтому решила остаться и продолжить тренерский путь, тем более и контакт с детьми и родителями уже был налажен.

А возвращение в Тюмень вышло спонтанным. Спустя два года вышли на контакт с девчонками: «Сможешь приехать?» «Смогу». И так получилось, что полтора года я играла за «Запсибколледж»: первый год начала с плей-офф и Кубка России, где мы вышли в финал, а второй уже играла полностью на выездах. Получается, что играла уже дистанционно, работая в Нижнем.

- Этой зимой ты перешла в «Норманочку», которая боролась за попадание в плей-офф, а сейчас вышла в полуфинал. Расскажи каково вернуться в профессиональный футбол, где есть и все условия, и тренировочный процесс? К тому же впервые ты играешь за нижегородскую команду – были ли какие-то особые эмоции от этого? Ну и отдельно расскажи о работе с Темуром Алекберовым, который является одним из главных специалистов в стране.

- На мой взгляд надо относиться к себе профессионально в любых условиях, и не важно езжу я в «Мещерский», Орёл или Тюмень. Ты должен помнить, что ты игрок, профессионал и быть лучше и соперника, и самого себя. Особые эмоции будут, наверное, когда уйду из футбола и стану тренером – вот тогда буду скучать по футболу, а сейчас надо быть сосредоточенной на игре.

Очень рада вернуться в нормальную систему тренировочного процесса. Довелось повидать разное и увидеть, что многие не имеют даже какой-то тренерской системы, хотя тренируют на высшем уровне. Поэтому я особенно рада вернуться именно в нормальную систему подготовки и работать с настоящим профессионалом.

Скажи мне кто год назад, что мне доведется работать с Алекберовым… К тому же когда ты проходишь с ним первые сборы, а он после этого говорит, что ты игрок «его крови», а ты до этого жил и думал, что и играть-то нормально не умеешь – это просто разрыв эмоциональный! Ну и конечно профессионал во всем. Распорядок дня, дисциплина, отношение к футболу и людям – это всё приводит к тому, что ты знаешь зачем работаешь и не важно с девочками или мальчиками. И в тренировочном процессе все ошибки видит с закрытыми глазами, которые укажет и исправит. Но используется и кнут, и пряник – всё то, что нужно для достижения поставленных целей.

- Расскажи, как получилось, что ты стала тренером «Балахнинского Мясокомбината»?

- У меня занимался ребенок директора «БМК» Сергея Полякова. Позже мы познакомились с ним и его женой поближе, даже подружились, но на тот момент я не знала о том, что он сам играет и есть такая команда «БМК». Его заинтересовало и то, что я тренирую девушек. Он как-то приехал посмотреть на нашу тренировку и тренировочный процесс после чего предложил попробовать поработать с «БМК». Конечно, такого в городе еще не было и не было понятно, как к этому отнесутся парни, но полноценный тренировочный процесс должен был заинтересовать больше обычных двусторонок.

- Ты тренируешь «БМК» уже 3 сезона. Чего удалось добиться и довольна ли ты развитием команды? Какая главная сложность в работе? Какие цели и задачи ставите перед собой?

- В целом развитием команды за это время я довольна и, с одной стороны, сложностей как таковых нет. С другой – команда всё же любительская, у нас всего одна тренировка в неделю и я не могу требовать с ребят как с профессионалов. Но волей-неволей сравниваю по высшему уровню и стараюсь переносить это в команду, в том числе и моё отношение к игрокам как к профессионалам. Я тоже не могу позволить себе просто прийти на тренировку, дать «квадрат» и залипнуть в телефон – я вкладываю в это свои силы, эмоции, время и хочу видеть отдачу и прогресс!

Работаем и над поиском причин, которые не позволяют добиться два года подряд главной задачи на сезон – выхода в плей-офф. В этом сезоне попали в какую-то психологическую яму и никак не получалось с победами. Где-то не можем «оскалить зубы» - характер у всех игроков разный, а на уровне Первой лиги, где все команды равные, нужно проявлять эмоции и этот самый характер. Возможно, нужно было не торопиться с переходом в Первую лигу и наладить игровые процессы в лигах пониже, которые там можно получить в соревновательном моменте, – выиграть Третью лигу, поиграть во Второй, наработать игровую стабильность и лишь потом идти выше.